Инструкция по эксплуатации велосипеда. Проверка перед каждой поездкой.


        Проверка состояния колес велосипеда

Перед каждой поездкой на велосипеде необходимо проверить состояние переднего и заднего колеса.

Колесо состоит из:

  • Втулки
  • Кассеты на втулке заднего колеса
  • Тормозного диска (если таковой установлен)
  • Спиц и ниппелей
  • Обода
  • Покрышки, внутри которой камера, защитная лента.

Некоторые модели велосипедов оснащены специальными колесами с бескамерными покрышками. В этом случае камера  может быть не установлена на колесе.

 

1. Проверка правильности установки велосипедных колес.

Прокрутите по ходу движения каждое колесо велосипеда, при этом:

  • Колеса не должны «болтаться» в местах крепления на вилке и на раме;
  • Эксцентрики должны быть зажаты;
  • Как правильно зажимать эксцентрик на велосипеде. Фото№1
  • Правильное положение эксцентрика на велосипеде.Фото2
  • Не должно быть слышно никакого скрежета или треска;

В случае обнаружения каких либо проблем в колесах, необходимо связаться с дилером.

2. Проверка состояния велосипедных ободов.

Знак Обратите внимание при чтении инструкции по эксплуатации велосипедаПоврежденные обода могут привести к падению, травмированию велосипедиста или к поломке велосипеда. Изношенный обод должен быть заменен, обнаруженную "восьмерку" необходимо выправить. Загрязнение на ободе ухудшает торможение велосипеда, поэтому обод необходимо чистить.

Проверка состояния износа обода:

Для оценки степени износа велосипедного обода необходимо провести визуальный осмотр состояния индикатора состояния  самого  обода. На неизношенном ободе индикатор четко выделен без затертостей. (как показано на рисунках)

Индикатор износа велосипедного обода. Фото1

 

Индикатор износа велосипедного обода.Фото2

 

Индикатор износа велосипедного обода. Фото3

 

В том случае если на Вашем ободе технологически не предусмотрено наличие индикатора состояния износа обода, тогда необходимо :

  • провести визуальный осмотр
  • провести ногтем по боковым сторонам обода. Поверхность должна быть гладкой, без трещин выбоин.

Если индикатор состояния стерт или Вы чувствуете трещину на ощупь, обод необходимо заменить

Проверка "восьмерки" колеса:

  • поднимите велосипед и по очереди покрутите переднее и заднее колесо по направлению движения
  • при установленных тормозах типа V-brake обратите внимание на расстояние между ободом и тормозными колодками. Расстояние не должно меняться по всей длине окружности колеса. Максимально допустимое отклонение 2 мм.; если на Вашем велосипеде установлены дисковые тормоза, смотрите на расстояние между ободом и "ногой" вилки, или между ободом и перьями рамы. Максимально допустимое отклонение 2 мм.

С обода необходимо удалить даже самые незначительные масляные или грязевые пятна.

3. Проверка состояния покрышек.

Знак обратите внимание при чтении инструкции по эксплуатации велосипедаНеправильно установленная велосипедная камера или ниппель камеры может привести к разрыву самой камеры в следствие чего может произойти падение и травмирование велосипедиста.

Проверка правильного положения ниппеля велосипедной камеры:

Ниппель велосипедной камеры должен располагаться быть направлен строго к центру колеса

Правильное положение ниппеля велосипедной камеры

Ниппель направлен строго по центру колеса (правильное положение)

 

Не правильное положение нипеля велосипедной камеры

Ниппель направлен не по центру колеса (неправильное положение)

Проверка давления в колесах велосипеда:

Необходимо учесть, что каждому типу велосипеда соответсвует определенный тип покрышки.

Для горного велосипеда ширина покрышки должна быть больше чем 40 мм; рекомендуемое давление накачивания колес 2,5-3,5 bar.

Для городского и кроссового велосипедов велосипеда ширина покрышки должна быть
28-40 мм; рекомендуемое давление накачивания колес 3,5-5,0 bar.

Для шоссейного велосипеда – ширина покрышки должна быть менее 28 мм; рекомендуемое давление накачивания колес 6,0-10,0 bar.

Для типов велосипедов, не приведенных в указанном списке необходимо следовать рекомендациям по степени накачивания, указанным непосредственно на самой покрышке.

На некоторых покрышках рекомендуемое давление приведено в единицах psi:

psi

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

130

140

bar

2.1

2.8

3.5

4.1

4.8

5.5

6.2

6.9

7.6

8.3

9.0

9.7

Проверьте давление в шинах при помощи монометра и приведите его в соответствие рекомендованным нормам указанным выше.

Существует 3 типа ниппелей велосипедных камер.

Типы велосипедных ниппелей

                   Auto                                    Dunlop                                   French.

После накачивания камер с типами ниппелей Schraeder (Auto) или Dunlop valve ниппель должен быть закручен сверху колпачком.

В случае если камера Вашего велосипеда имеет ниппель типа French, перед накачиваниванием необходимо снять колпачек ниппеля, открутить верхнюю головку ниппеля, накачать камеру, после необходимо вернуть головку ниппеля в исходное закрученное состояние.

Проверка целостности покрышек:

Протектор покрышки должен быть четко выраженным. Верхний слой покрышки должен быть ровным без волдырей и трещин, структура покрышки должна быть плотной без торчащих волокон.

        Проверка состояния подседельного седла и штыря

знак обратите внимание при чтении инструкции по эксплуатации велосипеда

 

Если глубина посадки подседельного штыря не достаточная, это не даст возможности надежно закрепить подседельный штырь, что приведет к падению велосипедиста или повреждению рамы.

 

Для проверки надежности крепления подседельного штыря и седла :

  • покрутите за седло в разные стороны. Седло и подседельный штырь не должны вращаться.
  • Двумя руками потяните седло вверх, а потом нажмите с усилием вниз. Седло должно быть неподвижно.
  • Если седло двигается или вращается – зажмите соответствующий болт (см. инструкцию по закреплению седла)

       Проверка состояния велосипедных руля и выноса

обратить внимание при эксплатации велосипеда

Руль велосипеда и вынос к нему являются очень важными компонентами вашей безопасной езды на велосипеде. Повреждение или неправильная установка этих комплектующих может привести к серьезному травмированию велосипедиста.

Если Вы обнаружили, что руль или вынос Вашего велосипеда повреждены или Вы не уверены в их абсолютной целостности – эксплуатация велосипеда ЗАПРЕЩЕНА до момента устранения повреждений. В этом случае немедленно свяжитесь с дилером.

Для проверки правильной установки велосипедных руля и выноса необходимо убедиться что:

  • Вынос руля находится в одной плоскости с ободом переднего колеса велосипеда
  • Угол между выносом и рулем составляет 90 °
  • Руль и вынос Вашего велосипеда надежно зафиксированы. Для этого выполните действия как показано на рисунках, приведенных ниже.
  • проверка правильности установки велосипедного руля и выноса1 проверка правильности установки велосипедного руля и выноса2
  • Руль и вынос не должны прокручиваться
  • Нет посторонних скрежущих звуков.

        Проверка состояния тормозных ручек и манеток переключения скоростей

Для проверки надежности крепления тормозных ручек, манеток переключения скоростей, а так же грипсов руля необходимо:

  • Зажать передние колесо между Ваших ног
  • Попытаться провернуть тормозные ручки вверх-вниз
  • То же самое проделать с манетками переключения скоростей
  • Фиксация всех комплектующих должна быть абсолютно надежной
  • Убедиться в том, что отсутствуют посторонние звуки.

        Проверка рулевой колонки

Состояние рулевой колонки

Проверьте рулевую колонку Вашего велосипеда. При правильной настройке рулевой колонки переднее колесо должно свободно поворачиваться влево-вправо без люфта.

Для правильной настройки рулевой колонки необходимо:

  • Взять руль двумя руками за грипсы.
  • Нажать и удерживать тормоз переднего колеса велосипеда.
  • Попытаться толкнуть рывком велосипед назад-вперед при этом не должно быть люфта в рулевой колонке и скрежащих посторонних звуков.
  • Поднять велосипед таким образом, что бы заднее колесо было выше переднего, придерживая его за раму.
  • Проверка правильности установки рулевой колонки велосипеда1
  • Продолжая придерживать велосипед за раму и не держась за руль поворачивать велосипед влево-вправо. Переднее колесо должно свободно (без закусывания) повторять повороты велосипеда.
  • Проверка правильности установки рулевой колонки велосипеда2

    Проверка передней вилки и заднего амортизатора

Для проверки исправности передней вилки необходимо:

  • Нажать на ручку переднего тормоза и удерживая ее надавите на руль таким образом, что бы вилка сжалась
  • Верните вилку в исходное состояние убрав нагрузку. Вилка должна легко сжиматься и разжиматься без скрежащего звука.

Для проверки исправности заднего амортизатора необходимо:

  • Надавить на седло таким образом, что бы амортизатор сжался
  • Верните амортизатор в исходное состояние убрав нагрузку. Задний амортизатор должен легко сжиматься и разжиматься  без скрежащего звука.

        Проверка велосипедных тормозов

обратить внимание при эксплуатации велосипеда

Неисправная работа тормозов приводит к серьезным травмированию велосипедиста и поломке велосипеда. Будьте особо внимательны при проверке исправности тормозной системы велосипеда.

 

 

В течение многодневной поездки на велосипеде происходит значительный износ тормозных дисков, тормозных блоков а так же тормозных колодок. Настоятельно рекомендуется иметь запасные тормозные колодки. Самостоятельная замена тормозных колодок может производиться только в том случае, если Вы владеете соответствующими навыками. В противном случае Вам необходимо обратиться в специализированную веломастерскую.

 

Для проверки правильности функционирования тормозной системы велосипеда необходимо:

  • Полностью сжать тормозные ручки до предела
  • Помнить, что при сжатии тормозных ручек минимальное расстояние между тормозными ручками и грипсами велосипедного руля должно  быть не менее 35 мм
  • минимально допустимое расстояние между тормозной ручкой и рулем велосипеда
  • Попытаться привести велосипед в движение при полностью зажатых тормозных ручках. При этом оба колеса должны оставаться заблокированными.

 

Проверка исправности тормозов шоссейного велосипеда:

тормоза шоссейного велосипеда

  • При проверке тормозных тросиков и тормозных креплений не должно быть механических и коррозийных повреждений.
  • Тормозной тросик должен быть надежно зажат к тормозам.
  • правильно зажатый тормозной тросик в тормозах шоссейного велосипеда

 

Проверка правильности крепления переднего и заднего тормоза:

  • Попытайтесь рукой на себя потянуть тормоз от вилки (передний) или от рамы (задний). Крепление тормозов должно быть абсолютно надежным.
  • проверка надежности крепления тормозов к велосипедной раме и вилке

 

Проверка правильности установки тормозных колодок:

  • Когда тормоз находится в зажатом состоянии, тормозные колодки должны соприкасаться с боковой частью обода практически всей своей поверхностью.
  • проверка правильности установки тормозных колодок на шоссейном велосипеде
  • Тормозные колодки не должны соприкасаться с покрышкой в любом своем состоянии (зажатом или не зажатом)

 

Проверка степени износа тормозных колодок:

  • Тормозные колодки не должны быть стерты ниже индикатора износа
  • индикатор износа тормозных колодок на шоссейном велосипеде
  • Тормозные колодки должны располагаться на одинаковом расстоянии от обода велосипедного колеса.

Проверка механического ободного тормоза горного и городского велосипедов:

  • При проверке тормозных тросиков и тормозных креплений не должно быть механических и коррозийных повреждений.
  • Тормозной тросик должен быть надежно зажат к тормозам.
  • правильно зажат тросик в тормозах горного велосипеда

Проверка правильности крепления переднего и заднего тормоза:

  • Попытайтесь рукой на себя потянуть тормоз. Крепление тормозов должно быть абсолютно надежным. Маленький люфт допустим.
  • проверка надежности крепления тормоза в городских и горных велосипедах

Проверка правильности установки тормозных колодок:

  • Когда тормоз находится в зажатом состоянии, тормозные колодки должны соприкасаться с боковой частью обода практически всей своей поверхностью.
  • проверка правильности положения тормозных колодок в горных и городских велосипедах
  • Тормозные колодки не должны соприкасаться с покрышкой в любом своем состоянии (зажатом или не зажатом)

Проверка степени износа тормозных колодок:

  • Для проверки тормозных колодок расслабьте рычаги тормоза как показано на рисунках
  • как правильно раслабить тормоз для проверки состояния тормозных колодок 1

     

    как правильно раслабить тормоз для проверки состояния тормозных колодок 2

     

    как правильно раслабить тормоз для проверки состояния тормозных колодок 3
  • Тормозные колодки не должны быть стерты ниже индикатора износа
  • индикатор износа тормозных колодок в горных велосипедах
  • Тормозные колодки должны располагаться на одинаковом расстоянии от обода велосипедного колеса.

Проверка гидравлического ободного тормоза горного и городского велосипедов:

гидравлические ободные тормоза для горного и городского велосипеда

Проверка правильности крепления переднего и заднего тормоза:

  • Попытайтесь рукой на себя потянуть тормоз. Крепление тормозов должно быть абсолютно надежным. Маленький люфт допустим.
  • Тормоз должен быть закреплен таким образом, что бы не было возможности свободно снять его вручную. Маленький люфт допустим.

Проверка тормозной системы на герметичность:

  • Нажмите тормозную ручку до предела и удерживайте
    • Проверьте тормозную систему Вашего велосипеда от тормозной ручки до тормоза по всей длине тормозного шланга
    • Не допустимы подтеки тормозной жидкости

Проверка положения тормозных колодок:

  • При нажатом тормозе тормозные колодки должны соприкасаться с боковыми сторонами велосипедного обода практически всей поверхностью.
  • В любой позиции, даже при не нажатом тормозе, колодки не должны соприкасаться с покрышками

Проверка индикатора износа тормозных колодок:

  • Тормозные колодки не должны быть стерты ниже индикатора износа
  • Проверка индикатора износа тормозных колодок в горных и городских велосипедах

Проверка отцентрованности тормозов:

  • Тормозные колодки должны располагаться на одинаковом расстоянии от велосипедного обода

Проверка дискового гидравлического тормоза горного и городского велосипедов:

Обратить внимание при чтении инструкции по эксплуатации велосипеда

Работа дискового тормоза значительно ухудшается в случае загрязнения его диска.

 

 

  • Почистите диск.

 

Проверка крепления калипера:

  • Калипер должен быть неподвижным при попытке  повернуть его руками в любом направлении.

Проверка тормозной системы на герметичность:

  • Нажмите тормозную ручку до предела и удерживайте
    • Проверьте тормозную систему Вашего велосипеда от тормозной ручки до тормоза по всей длине тормозного шланга
    • Не допустимы подтеки тормозной жидкости

Проверка целостности диска:

  • Тормозной диск велосипеда не должен быть искривлен или треснут; не должно быть глубоких царапин или других механических повреждений

Проверка правильности установки тормозного диска:

  • Поднимите переднее колесо велосипеда и прокрутите колесо, при этом диск не должен касаться тормозных колодок. Допустимо минимальное касание.

Рекомендуем установку и проверку дисковых тормозов и тормозных колодок в специализированных мастерских.

Вернуться к выбору велосипеда >>>